www.lobnya.ru
ЛОБНЕНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ

03.02 2013

Исключительно графических выставок в Художественной галерее было не так много, но все они были очень изысканными и профессиональными, представляя художников высокого уровня - графические акварели Владимира Коробкова, гравюры Сергея Харламова, иллюстрации Ивана Базеляна, офорты Виталия Губарева и Олега Коняшина, плакаты Валентина Саратова, коллекция «Книжная графика 1970-х».

Эту цепочку продолжает Персональная выставка Заслуженного художника России Александра Ветрова. Стихия его таланта – уникальная графическая техника цветного офорта, история которой началась несколько столетий назад.

Офорт (франц. eau-forte — "крепкая водка", т. е. азотная кислота), техника гравюры на металле, в которой углубления печатной формы создаются не резцом, а травлением поверхности металла кислотами, был изобретен немецким гравером Даниелем Хопфером в начале XVI века. Непосредственно способ «травленого штриха» существовал еще в Сирии, в Дамаске, где в XII в. мастера украшали дорогое оружие из дамасской стали надписями и орнаментами, используя травление. Однако именно в Европе, в Аугсбурге, в 1507 г. Д. Хопфер применил аналогичный способ в искусстве гравюры. В Нюрнберге офортами занимался Альбрехт Дюрер, первые работы которого датированы 1513 г. Однако до сих пор никто в мире не превзошел Рембрандта Ха́рменса ван Рейна, поднявшего офортное искусство до высочайшего уровня. В России в конце XVII в. технику «травленого штриха» осваивали в мастерских Оружейной палаты в Москве С. Ушаков, И. Шишкин, И. Репин, В.В. Матэ, И. А. Соколов, Е. П. Чемесов, Т. Г. Шевченко.

В 1711 г. французский гравер Ж. К. Леблон изобрел способ многокрасочной цветной печати в технике меццо-тинто — цветоделением с трех досок (для синего, желтого и красного — основных тонов спектра).

В нескольких словах, офорт создается следующим образом. Полированную металлическую "доску" из цинка, меди или стали покрывают слоем кислотоупорного лака (из асфальта, канифоли и воска). После затвердевания лака его поверхность коптят, чтобы на темном фоне лучше были видны линии. После этого на доску переводят рисунок, который затем офортной иглой процарапывается на грунте до поверхности металла. Цинковую пластину травят в азотной кислоте (разбавленной водой), медную — в растворе хлорного железа. При травлении штрихи углубляются. Затем лак смывают керосином и скипидаром. Печать осуществляют аналогично резцовой гравюре, втирая черную печатную краску в углубления штрихов. Под давлением краска переходит на слегка увлажненную бумагу. Для получения оттиска с печатной формы используют специальный офортный станок.

Особую разновидность техники офорта составляет манера гравирования "очерком" (одной линией, без штриха), разработанная английскими граверами по рисункам Дж. Флаксмана, в России — В. А. Жуковским. Тончайшая «паутинно-кружевная» манера офортного рисунка в работах Александра Ветрова, возможно, имеет свои истоки именно в «очерке». Эта манера также характерна для работ известных советских графиков Станислава Никереева и Виталия Губарева. Однако в офортах Александра Ветрова есть нечто принципиально новое, отличающее его от других. Это – глубокое понимание создания Образа. В графическом искусстве образное мышление – гораздо более необходимо художнику, чем в живописи. Присутствие или отсутствие Образа тесно связано с вопросом о критерии художественности работы, является ли она произведением искусства и частью художественного наследия. Форма может нами мыслиться лишь в единстве с содержанием. Такой содержательной формой искусства и является Образ. В нем обнаруживается специфика искусства. Как и всякая идея, художественный образ создается сложным путем: от живого созерцания к абстрактному мышлению. Химик, говоря о воде, выделит ее основные свойства при помощи формулы Н2О. Наоборот, художник скажет о "воде из ключа, ломящей зубы, с блеском и солнцем и даже соринками, от которых она еще чище и свежей" (Л. Толстой). Линия образов в офортах Александра Ветрова пробуждает игру разума зрителя, внося в произведение элемент загадки. Великолепны метафорические идеи работ «Моя походная сумка» (2001), «Мост» (1990), «Осенний букет» (1990).

В большинстве композиционных решений офортов А. Ветрова преобладает тип закрытой композиции, фокусирующей внимание на центре и подразумевающей философскую трактовку идеи. Центральные образы обычно выделены светотеневым контрастом, формой или интенсивностью линий, а тончайшие переплетения линий в узорах ветвей деревьев и трав создают впечатление достойного обрамления для них. Тип классической закрытой композиции идеально подходит для офортных листов, каждый из которых преподносится зрителю как раритетная ценность в драгоценной оправе.

Естественно вводятся в композицию диагонали, причем «падающие» и «возрастающие» зачастую соперничают на одном листе, символизируя перемену настроений природы и человека, угасание и возрождение надежды. Неслучайно выставка Александра Ветрова в Художественной галерее называется «Возвращение к истокам». Это – глобальная тема, которую поднимает художник в своем творчестве и блестяще раскрывает в образах природы и деревенской жизни, затрагивая в душе зрителя самое больное и затаенное, самое далекое от внешнего, выставленного напоказ современного образа жизни городских людей.

Индивидуальность автора проявилась и в технологическом решении работ. После изобретения способа цветоделения и печати офорта с нескольких досок Ж.К. Леблоном, граверы обычно пользуются этим методом. А. Ветров печатает свои работы исключительно с одной доски, втирая в основной черный цвет оттенки теплого красно-коричневого и холодного зеленовато-голубого. Такой способ передает ощущение особой мягкости цвета.

Практически на каждом офортном листе стоит уникальный авторский оттиск в форме яблока. В центре печати изображен храм и надпись – «Спаси и сохрани». Яблоко для художника – это символ жизни, образ из детства, память о саде, который посадил отец. Изображение храма и слова «Спаси и сохрани» имеют религиозный смысл и по старорусской церковной традиции должны нести благословение в дом, куда попадает произведение.

Выставка будет интересна не только ценителям настоящего искусства, коллекционерам и юным художникам, но и тем, кто еще незнаком с техникой офорта. В витринах галереи представлены фотографии и инструменты, рассказывающие о сложном процессе изготовления офортных листов.

МКУ «Художественная галерея» благодарит за помощь в организации выставки и Торжественного открытия Главу города Лобня Гречишникова Н.Н., Главу Администрации города Лобня Кашина А.В., Первого заместителя главы города Куманову А.А., Начальника Управления культуры Козлову Т.М., и Администрацию города Лобня.

МКУ «Художественная галерея» отдельно благодарит за помощь в организации Торжественного открытия выставки и участие в концерте Лауреата международных конкурсов виолончелистов, солиста Государственного симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета Андрея Рязанцева и его сестру, выпускницу фортепьянного отделения Консерватории Татьяну Рязанцеву.

Меркушева Юлия, искусствовед

Фотоальбом »

 

Всплывающее окно (S5 Box )

Авторизация



THE ART GALLERY of LOBNYA
004.jpg