www.lobnya.ru
ЛОБНЕНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Волшебный мир декоративного искусства

9 сентября в 16.00 в Художественной галерее состоялось открытие выставки декоративно-прикладного искусства, посвященной празднованию 50-летия города Лобня. В этом, юбилейном для Лобни, году, экспозиция носит название «Юбилейный колорит», подчеркивающее особую торжественность мероприятия. На выставке  представлены работы лобненских мастеров декоративно-прикладного искусства - различные виды вышивки, бисероплетение, лоскутная техника, гобелен, резьба по дереву, керамика, кружевоплетение. Поздравить лобненских мастериц пришли зам. Главы города Лобня Куманова Анна Акимовна и начальник Управления Культуры Администрации города Лобня Козлова Тамара Михайловна.   По случаю открытия выставки состоялся  праздничный концерт с участием хоровой капеллы «Элегия» и юных талантов Лобненской школы искусств.

Что же такое декоративно-прикладное искусство, в чем его очарование и какова его история?

Декоративно-прикладное искусство

В классической теории  декоративное искусство называют не видом изобразительного искусства, как живопись или скульптуру, а более широким понятием – «сфера».  В отличие от изящных искусств, в декоративном искусстве, кроме эстетических целей, преследуются еще и практические.   Слово «декоративное» происходит от итальянского глагола «decorare» – украшать.  Возможно, поэтому  это искусство считается самым древним. Ведь наскальные рисунки в первобытных пещерах тоже можно объяснить стремлением украсить свое жилище.

До 19 века между художником и ремесленником не делалось различий. В ремесленных мастерских со времен античности все заказы выполнялись,    проходя строгую проверку самим мастером или гильдией на качество изготовления и художественное мастерство. В начале 19 века промышленная революция и быстрое развитие машинного производства  спровоцировали приток на рынок грубой и  непривлекательной фабричной продукции, что сразу отделило ремесло от изящного искусства.  Процесс эстетического «загрязнения» рынка вызвал, как противодействие,  возрождение художественных промыслов по всей Европе.   Возник специальный термин «прикладное искусство», который применялся для обозначения «приложения» художественной концепции к ремеслу.

Вышивка

Самые древние вышивки сохранившиеся до наших дней датируются четвертым – пятым веками до нашей эры.  Бесценные древнейшие вышивки были созданы на территории Древнего Китая. Основой  служили шелковые ткани, рисунок был выполнен волосом, шелком-сырцом, серебряными и золотыми нитями. Вышивальное искусство Древнего Китая оказало большое влияние на рукоделие Японии, России и других стран.

На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов народного творчества.  Большую роль в его развитии играли старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался на Руси как оберег, который способен защитить человека  от нечистой силы. В языческие времена вышивкой  украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, сарафаны и рубахи. Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день.  Сразу несколько мастериц начинали работу на рассвете, и, если им удавалось закончить изделие до захода солнца, то оно считалось способным защитить от разных  напастей.

На развитие русской вышивки большое влияние оказало рукоделие Византии.  С приходом на Русь христианства появилось древнерусское лицевое шитьё («живопись иглой»). Обычно произведения шитья состоят из основного изображения — святых, сцен их жития, евангельских или библейских сюжетов. В основном это предметы церковного назначения:  шитые пелены под иконы, хоругви,   покровы на раки с мощами святых,  облачения духовенства и  шитые иконы. Эти произведения сделаны из дорогих тканей шелковыми, серебряными и золотыми нитями, нередко украшены драгоценными камнями и жемчугом.

Шитье церковных пелен считалось делом богоугодным. В каждом более или менее богатом доме Древней Руси были особые светлые комнаты, отведенные для женского рукоделия, — «светлицы». В  светлицах под руководством хозяйки дома работало иногда до полусотни мастериц. Славились своим шитьем и женские монастыри. Выполненные в многочисленных светлицах произведения лицевого шитья жертвовали в церкви и монастыри.  Памятники шитья, как ценные предметы, дарили представителям духовенства других православных стран.

Гобелен

Гобелен (фр. gobelin) - один из самых древних и дорогостоящих видов декоративно-прикладного искусства. Изначально он представлял из себя стенной ковёр (шпалеру) без ворса с сюжетом или орнаментом. Ткались гобелены вручную перекрёстным переплетением нитей отдельными частями, которые затем сшивались. Все древние цивилизации занимались производством гобелена, который в те времена выполнял не только декоративную функцию, но и имел очень важное практическое значение. Плотная гобеленовая ткань очень эффективно удерживала тепло, потому её вешали на стены помещений.

Во второй половине XVII века во Франции была создана мануфактура братьев Гобеленов, которая поставила производство шпалер на промышленную основу. С тех пор шпалеры стали называть гобеленами. 

Шпалерное искусство с древности развивалось в самых разных странах. В Америке (Перу) самые ранние изделия, созданные по принципу шпалерного ткачества из шерсти и хлопка, датируются 2500 г. до н. э.   В Китае шёлковые изделия (кэсы — «резаный шёлк»), выполненные в технике шпалерного ткачества известны с эпохи Хань. Для китайской шпалеры характерны сложные пейзажные композиции в утончённой цветовой гамме.

История европейской шпалеры началась в эпоху Крестовых походов, когда произведения восточных мастеров в качестве трофеев были завезены крестоносцами. Самая ранняя европейская шпалера из церкви св. Гереона в Кёльне выполнена рейнскими мастерами в XI веке.

В XV веке производство французских шпалер из-за Столетней войны переместилось из Парижа в города, расположенные в бассейне Луары. Здесь появился особый вид шпалер, называемый «мильфлёр» (mille fleur, что означает «тысяча цветов»). На тёмном зелёном, синем или красном фоне, по декоративной кайме рассыпано множество мелких цветочков, часто изображённых с ботанической точностью. Один из самых знаменитых «мильфлёров» — цикл из шести шпалер «Дама с единорогом». 

В России первая шпалерная мануфактура появилась при Петре I в 1717 году. В Петербурге была основана Шпалерная мануфактура, здесь трудились приглашённые из Франции мастера. Улица, где она располагалась, и сейчас носит название Шпалерной.   На петербургской мануфактуре культивировался редкий для шпалеры жанр — портрет.

Бисер

История бисероплетения уходит своими корнями в глубокую древность.   В Египте изготовляли одежду из бисерной сетки, которая набиралась из крупного непрозрачного бисера цилиндрической формы. Изготовление бисера совершенствовалось, и со временем его стали делать вначале из полупрозрачного, а затем из прозрачного стекла.    Их изготавливали, наматывая тонкий слой расплавленного стекла на металлический прут.

Полученную стеклянную трубочку разрезали на отдельные кусочки,  которые обрабатывали вручную, чтобы придать им округлую форму. Бисер впервые в современном его виде стали изготовлять в Венеции в стекольных мастерских на острове Мурано в середине XV века. Секрет его изготовления сохранялся в строгой тайне. Мастера за разглашение секрета карались по строжайшим законам, вплоть до смертной казни.

Изобретение в конце XIX века машин по изготовлению бисера позволило удешевить его производство, и материал быстро распространился по всему свету. В России наибольшее развитие бисероплетение получило в XVIII веке. Больше всего было распространено вышивание и вязание бисером, а также создание картинок путем вдавливания бусинок в расплавленный воск.

В Россию бисер привозили из Венеции и Богемии. Производство бисера в нашей стране пытался осуществить М.В.Ломоносов, создавший в 1754 году фабрику по производству стекляруса, бисера и мозаичного стекла. Просуществовала она, к сожалению недолго и вскоре после смерти Ломоносова закрылась. Бисера высокого качества не производится в нашей стране и по сей день.  Он поступает к нам из Чехии, Японии и с Тайваня.

К началу ХIХ века в России начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма.

Лобненская «Светлица»

Уже несколько лет в Лобне существует Клуб женского рукоделия «Вдохновение», который насчитывает около 30 человек. Работы почти половины из них  - Турищевой В.Д., Афанасовой Л. Д., Савеловой Л.А., Беляевой О.И., Ермолаевой Е.В., Рудницкой Т.И., Куделевой И.С., Лесниковой З.Т.,  Короленко Н.Г.,  Даин Л.И., Воронкиной В.В., Изотовой Л.И., Степановой Т.А., Завьяловой Н.А.- представлены на выставке «Юбилейный колорит». Руководит клубом опытный мастер – Турищева Валентина Дмитриевна. Более 20 лет она занимается своим любимым делом. Около двух лет она руководила сразу двумя клубами – «Вдохновение» и «Гобелен», где обучала женщин технике объемного гобелена.

«До того, как появился клуб «Вдохновение», - рассказывает Валентина Дмитриевна, я 16 лет работала и обучалась во многих школах и кружках в Москве, включая «Американский клуб женского рукоделия».  У «Вдохновения» долго не было помещения, мы занимались в квартирах, потом в музыкальной школе, в ДК «Чайка».  Сейчас нам дали небольшое помещение на Ленина, 5.  Мы посещаем разные выставки, общаемся с художниками. Основное предпочтение отдается, конечно, лоскутной технике. Клуб неоднократно представлял наш город на областных выставках. Основной ежегодный конкурс (один год - «Лоскутная техника», следующий – «Вышивка») проводится в городе Электросталь.   Туда приезжают  рукодельницы со всей Московской области.   В этом году мы ездили на выставку в Колонном зале Кремля, посвященную 50-летию Фонда Мира. У нас в клубе очень теплая атмосфера, после работы мы всегда устраиваем чаепитие. Приглашаем всех женщин и девушек Лобни, желающих совершенствоваться в рукоделии, присоединиться к нам!»

Клуб посещают женщины самых разных возрастов, самой старейшей мастерице скоро исполнится 90 лет. Зовут ее Короленко Наталья Гавриловна. В этом году она тоже принесла новые работы для выставки, но только самые легкие – нитяные бусы и вышитые салфетки, поскольку большие вышивки имеют тяжелый вес. Мы попросили Наталью Гавриловну дать наставление молодым мастерицам. «Работайте, не ленитесь,- не задумываясь, сказала Наталья Гавриловна, - работа – это жизнь, безделье – это болезнь. За этот год я сделала более 40 работ, и это еще не предел. Я бы с удовольствием занималась еще и лоскутной техникой, но сын мне уже не разрешает сидеть за машинкой».

Рукодельницы из клуба «Вдохновение» творят «обыкновенные чудеса». Они знают секреты такого количества разных техник и стилей, что, порой, сложно понять, каким образом выполнено то или иное изделие. Своими впечатлениями с нами поделилась уважаемый член клуба «Вдохновение» мастерица Афанасова Людмила Дмитриевна: «Я  просто «влюбилась» в технику «рококо», все шкатулки, которые я принесла на выставку, вышиты в этой технике.  Мастерицы нашего клуба  весь год  с нетерпением ждут  нашей традиционной лобненской выставки, которая обычно  называлась «Золотые нити», в Художественной галерее. Она особо родная и домашняя. Мы гордимся нашим клубом!»

В выставке принимает участие Почетный гражданин города Лобня, член Союза Писателей России,  руководитель клуба «Тем кому за сорок» Журкина Галина Петровна. Она представила свои вышивки крестом. На нашу просьбу сказать несколько слов о выставке Галина Петровна прочитала эпиграф к своему стихотворению, посвященному Художественной галерее.

«Средь живописи, графики, скульптуры
Заслуженных работников Культуры
есть кладезь – в нем такое естество -
Народно-прикладное мастерство».

Не только в клубе «Вдохновение» в городе Лобня можно отыскать талантливых мастериц. В экспозиции представлены работы обладательницы наград и почетных грамот Коробковой Г.В., чьи воздушные вязаные салфетки и вышитая бисером икона украшают третий зал Художественной галереи, Наташенковой И.Е., представившей прекрасные профессиональные батики, вышивальщицы крестом  Баталичевой Н.А., - у нее самое большое количество работ на выставке, Друзиной О.В., Финаковой Н.А.., Кривной Н.К., Черняевой Р.М., Усановой Т.Н., Тушкановой З.Г., Корзун О.В., Михеевой Т.А., Калиниченко Н.Э., Руденко А.А., Носовой Л.М., Марковой Л.Н., Филипповой В.М., Ткаченко А.А., Верещагиной Л.С., Хорьковой А.Г., Ханяевой С.П.. Необыкновенно украшают выставку нетканые гобелены Власовой Э.С., Савеловой Л.А., Сагиян Л.П., Тормозовой В.Ю., автора сложной и интересной композиции «Лагуна», выполненной в смешанной технике валяния из шерсти и нетканого гобелена.  

Наталья  Холмогорова, четвертый год принимающая участие в выставке, в этот раз удивила всех своими достижениями в технике валяния из шерсти, которая в предыдущие годы еще не была представлена на выставке. Эту технику еще называют «шерстяная акварель» (способ уплотнения цветной шерсти и изготовление из нее одежды, обуви, одеял,  в области  искусства – картин, украшений, игрушек, сувениров). «Я научилась этому способу сама и очень увлеклась им. - рассказывает Наталья.- Раньше я занималась гобеленом, это очень долгосрочный  процесс, валяние намного быстрее. Поскольку у меня много времени отнимает ответственная работа, техника валяния имеет для меня неоспоримое преимущество. За вечер можно создать готовое изделие или картину. К тому же она прекрасно применима в быту. Например, когда я зимой хожу в красивых самодельных валенках, все меня останавливают и спрашивают, где я их покупала». Кроме изделий и картин из шерсти, Наталья Васильевна представила на выставке свои яркие красочные оригами (японская техника орига́ми ( яп.  «сложенная бумага») - это древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была изобретена бумага).

Также на выставке представлены работы, выполненные в технике вышивания лентой. Их авторы -    руководительница кружка «Рукодельница» в ДК на Красной Поляне Кузьмина Любовь Николаевна и ее ученицы Столярова Т.И., Андрианова Н.В, Ченикалова О.В. «Наш кружок работает по выходным.- рассказывает Любовь Николаевна.- Сначала я пробовала обучать детей, но их не увлекала эта техника. Сделают несколько работ и бросают. Взрослых женщин она приводит в восторг, и я уже третий год нахожу большую отдачу у своих учениц. Сюжеты картин мы берем не в интернете и журналах, а придумываем сами». Действительно, все «картины из лент» - необычные и  праздничные.

Выставку можно назвать «праздником женского рукоделия», лишь три мастера-мужчины представили свои работы  - Куров С.С., Гречишников В.Ф. и Кузнецов В.И. Это предметы, выполненные в технике резьбы по дереву, инкрустации металлом и гравюры.

Выставку  украшают также Жостовские подносы Татьяны Седовой, Ольги Кошкиной и Марины Домниковой.

После открытия выставки особую благодарность мастерицы высказали руководителю Художественной галереи Коробкову В.И. Именно он взял на себя труд и ответственность по организации этого важного мероприятия, которое с каждым годом  становится все профессиональнее и ярче.  Поддержание традиции требовало не только организационных усилий, но и грамотного руководства. «В первые годы мне приносили работы, натянутые на оконные рамы.- делится Владимир Иванович.- Мне буквально все приходилось переоформлять самому. Сейчас мы уже забыли об этих временах, такое взаимопонимание достигнуто между авторами и Художественной галереей». Действительно, в этом году на выставке так много профессиональных работ, что иногда сложно провести границу между изящными искусствами и декоративным.

Меркушева Юлия,
искусствовед

 

 

 

Всплывающее окно (S5 Box )

Авторизация



THE ART GALLERY of LOBNYA
001.jpg